Т.И.Киченко (главный хранитель парка музея-усадьбы «Архангельское»), Е.Е.Сухорукова (ведущий инженер ООО «Парковая реставрация»)

Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы Архангельское, XVIII-XIX вв.» Красногорского района Московской области - парадная резиденция князей Голицыных и Юсуповых, один из ведущих экспозиционных центров, представляющих садово-парковое искусство России. Регулярный парк (сад) Архангельского восстановлен в 1980-х гг. и исключительно популярен, пейзажный парк с его рощами практически забыт.

dsc02645

В ведении музея-усадьбы «Архангельское», одной из задач которого является сохранение исторического облика территории ансамбля, находится регулярный сад и небольшие участки пейзажного парка. Основная территория пейзажного парка (рощи) в советское время входила в состав лесов 1-ой группы Гослесфонда, позже была переподчинена ФГУК «Мособллес» и частично отдана в аренду. Восточная часть пейзажного парка занята элитным дачным поселком.

В настоящей работе рассмотрена история формирования ландшафта ансамбля усадьбы Архангельское и создания пейзажного парка, сделаны выводы о сохранности его территории и возможности ее реставрации.

Самый ранний известный нам план, точнее, абрис, относится к XVII в., к периоду владения селом Архангельским боярином князем Никитой Ивановичем Одоевским. [1] На плане отображена часть будущего ансамбля. В центре села Архангельского показана церковь Архангела Михаила. Ныне церковь сохранилась в каменном виде, датирована 1661 годом, построена в период владения Одоевских на месте старой, деревянной. Согласно плану, к имению Н.И.Одоевского также принадлежала деревня Захарково и «Лес села Архангельского», позже названный Архангельской, или Захарковской рощей, вошедшей в состав ансамбля усадьбы.

Следующие по хронологии планово-картографические источники относятся к сер. XVIII в., к периоду генерального межевания 1760-х гг. На территории будущего ансамбля было расположено несколько имений, в т.ч. Архангельское князя Алексея Дмитриевича Голицына, Никольское (Воронки) капитанши Ржевской. Позже большое значение для ансамбля усадьбы приобрела территория Лохина острова[2], относящаяся к Архангельскому и другим владениям. Планы отражают ландшафт будущего ансамбля, элементы гидрологии (Москва-река и впадающие в нее речки).

План Архангельского имения показывает, что к этому времени сформировалась основа будущего ансамбля: выбрано местоположение главного дома и регулярного сада. [3] Дом занимает высокое местоположение. Регулярный сад находится между главным домом и Москвой-рекой. На территории Архангельского и Воронков преобладали открытые пространства - пашни. Значительная часть территории Лохина острова закрыта древесно-кустарниковыми насаждениями.

На плане Архангельского имения показан пруд на речке Горятинке (Горятинский пруд). Из письменных источников 1738 г. известно, что на Горятинском пруду был расположен хозяйственный объект – мельница. [4]

Важным для развития Архангельского был период владения им князем Николаем Алексеевичем Голицыным (1751-1809). При нем в 1773 г. к Архангельскому прикуплены Воронки с землями, которые впоследствии были органично включены в композиционно-планировочную структуру ансамбля. [5]

В 1780-х-1790-х гг., после длительного пребывания в Европе, Н.А.Голицын приступил к реконструкции усадьбы, итог которой отражен на т.н. Геометрическом плане. [6] От этого периода времени сохранился главный дом, поставленный практически на месте старого, по проекту Шарля де Герна, с флигелями, колоннадами, въездной аркой парадного двора. На прежнем месте был разбит новый регулярный сад с террасами. Две верхние террасы укрепили мощными подпорными стенами по проекту Джакомо Тромбаро (позже, в 1829-1830 гг., стены частично реконструированы по проекту В.Г.Дрегалова). Были построены новые здания, в т.ч. павильон Каприз, дошедший до нас в облике, измененном в 1829 г. архитектором Д.Е. Тюриным. От голицынского периода осталась центральная часть библиотеки (павильон Чайный домик).

Сохранились письма, согласно которым Н.А.Голицын задумал устройство английского парка. В Архангельское был приглашен шведский инженер Норберг, который поставил две запруды на речке Горятинке и построил систему для обеспечения водой оранжерей и фонтанов в регулярной части. [7] На берегу речки Горятинки и на берегу Москвы-реки был разбит английский парк.

Значительно изменилась ландшафтно-пространственная структура. Территория к западу от регулярной части усадьбы была залесена. По таксационной характеристике насаждений 1914 г. понятно, что эти изменения произошли в 1870-х гг. [8] В то же время территория правого берега Москвы-реки, напротив регулярной части, была освобождена от древесно-кустарниковой растительности. Тем самым были раскрыты дальние перспективы к югу, вовлеченные в композицию регулярного парка (знаменитые «синие дали»).

План и архивные документы показывают, что в районе Горятинского пруда был создан новый хозяйственный комплекс под названием Горятино. Здесь находились оранжереи с редкими и экзотическими растениями: ананасная, виноградная, сливовая, персиковая, из них 2 каменные, а также парники, скотный двор, манеж. У Горятинского пруда была т.н. Соломенная беседка, по описанию, деревянная, обнесенная соломой, с крышей «комполом», восьмирганная, стены были покрыты обоями, мебель обита зеленым сафьяном. От беседки шел мостик к воде. [9] На плане читается круговой маршрут от дворца, который показывает, что посещение хозяйственного комплекса входило в прогулку по пейзажному парку.

Таким образом, при Н.А.Голицыне в Архангельском был создан ансамбль усадьбы, а именно, сформированы важные элементы ландшафта, построено архитектурное ядро, разбит парк с регулярной и пейзажной частью.

Интересно, что именно об английском, пейзажном, парке в 1803 г. с восхищением отзывался Н.М.Карамзин: «....село Архангельское, в 18 верстах от Москвы, вкусом и великолепием садов своих может удивить самого британского лорда; счастливое, редкое местоположение еще возвышает красоту их». [10] Н.М.Карамзин не только констатировал наличие пейзажного парка в период владения Н.А.Голицыным, но важно, что он отметил редкий по красоте природный ландшафт Архангельского, лежащий в основе ансамбля.

Ансамбль Архангельского был развит и доведен до совершенства следующим его владельцем - князем Николаем Борисовичем Юсуповым (1751-1831). Узнав о продаже Архангельского, Н.Б.Юсупов поставил целью купить именно это имение. «Признаюсь тебе, мне очень хочется купить Архангельское», - писал он управляющему. [11] Очевидно, что для Н.Б.Юсупова как одного из первых богачей России, обладавшего общепризнанным изысканным вкусом, высшая ценность Архангельского заключалась не только в архитектурной составляющей ансамбля, сколько именно в особой красоте природного ландшафта, лежащей в его основе.

В первые годы периода владения Н.Б.Юсуповым в Архангельском проводили работы по достройке, ремонту, переустройству по вкусу нового владельца зданий, регулярного парка. Два года ушло на восстановление имения после разорений 1812 года. В 1815 г. Н.Б.Юсупов вплотную занялся устройством пейзажного парка, исполнение которого поручил садовнику Карлу Андреевичу Унгебауэру. С большой долей уверенности можно предположить, что это именно тот Унгебауэр, который работал по разбивке пейзажного парка в Царицыне, что характеризует его как одного из лучших садовников. В архиве музея-усадьбы хранится много писем с рекомендациями Н.Б.Юсупова по устройству парка. В 1728 г. князь писал Унгебауэру: «… я прошу вас, всех тех людей, которые при хлебопашестве находились, обратить на содержание в чистоте и порядке Архангельского сада, на чистку рощ, Господскую дачу окружающих, на новые, где нужно будет, посадки и на делание в приличных местах дорожек.

Если не будет от сего обыкновенной экономической пользы, то распорядок ваш и труды рабочих наградятся тем, что от времени до времени доводимо Архангельское будет до лучшей красоты, вкуса и удобства, что я от известной деятельности вашей совершенно ожидаю». [12]

В документах этого периода времени не встречается термин «пейзажный парк». Он заменен на привычное и понятное каждому крестьянину-работнику слово «рощи». Рощи на Руси - это локальные участки древесно-кустарниковой растительности вблизи населенных пунктов, как правило, живописные, светлые, негустые массивы березы, сосны, дуба, предназначенные для отдыха. Рощи - неотъемлемая составляющая усадебного ландшафта, выполняющая идентичную с европейскими пейзажными парками роль «буфера» между жильем человека и «дремучим лесом». Усадебные рощи по своей сути - это предтеча пейзажных парков, именно поэтому мода на них так легко прижилась в России.

Рощи пейзажного парка Архангельского окружали регулярную часть ансамбля, и им были присвоены имена собственные. Каждая роща имела свои особенности планировки и насаждений, и отличалась смысловым наполнением. Документально подтверждено, что при Н.Б.Юсупове в рощи высадили многие тысячи деревьев липы, березы, ели, сосны, рябины, по оврагам сажали тополь пирамидальный, вдоль водоемов - иву, были устроены парковые дорожки шириной в 2 саж. для проезда на лошадях. Облик ансамбля отражен на плане 1818 г. [13] В отличие от территории регулярного парка планировка пейзажного парка (рощ) отражена на плане слабо, что характерно для российской картографии того времени.

К западу от регулярной части расположены Аполлонова и Горятинская рощи. Аполлонова роща отличается волнистым рельефом, умело использованном для организации видов дальнего плана. В Аполлоновой роще была устроена т.н. Аполлонова звезда, которая представляла собой восьмилучевую систему аллей с окружной дорожкой. В центре композиции находилась «фигура» Аполлона, по некоторым сведениям, ликом схожая с Н.Б.Юсуповым. Горятинская роща располагается на высоком берегу Горятинского пруда, отсюда открываются панорамные виды на окружающие пространства, в т.ч. пруды. На Горятинском пруду была установлена система водообеспечения усадьбы - «огненная и паровая машины», от которых шел чугунный водопровод к Горятину и в регулярную часть. На высоком берегу Горятинского пруда, на том же месте, что и при Н.А.Голицыне, по проекту Стрижакова в 1818 г. была поставлена водовзводная башня высотой 25 м, в китайском стиле, увенчанная бельведером. Башня, безусловно, являлась как техническим, так и парковым сооружением.

На Горятинском пруду некоторое время находился остров в виде трилистника, на котором был устроен птичник. Были установлены декоративные мостики, организовано катание на лодках.

В 1818 г. в Горятинской роще по проекту П.Гонзаго был построен театр, для которого он написал занавес и 10 смен декораций, т.н. перспективных полотен, в соответствии со своей теорией «музыки для глаз».

Гонзаго не был в Архангельском, но очевидно влияние его творчества на формирование пейзажного парка, по сути представляющего собой непрерывную серию перспективных полотен.

К 1818 году вблизи здания театра была высажена липовая роща, названная в честь наследника имения Князьборисовой.

В Горятине находились оранжерейный комплекс и выставка растений, хрустальный и фарфоровый завод, мельница, скотный двор, сад, Соломенная беседка. Оранжереи славились тем, что в них заводили лучшее и редкое. Горятино, вероятно, имело не только хозяйственное, но и демонстрационное значение.

Сеть дорог в виде круговых маршрутов соединяла дворец с Горятиным, Горятинской и Аполлоновой рощами, Воронками. В Воронках в 1929 г. находился господский дом с садом, птичник, зверинец для оленей, господский дом, беседки, изба для огородника, рига с молотильным сараем, мельница.

Рядом с Воронками расположена Малиновая, или Воронковская роща, где пейзажные парковые дорожки проходили по дну оврагов. С ней граничит Прусская роща, отличающаяся центричной планировкой посадок сосны. С севера от регулярной части была расположена Быкова роща, крестообразно пересеченная подъездной Императорской аллеей и широкой просекой. К востоку находилась Захарковская роща, в которой выделялась роща Мекка, поименованная по названию павильона, выполненного в восточном стиле. В этой роще был устроен «Зверинец для ламов».

К северу от регулярной части, за Москвой-рекой на территории Лохина острова, расположена сосновая Лохинская роща, от которой раскрывается завораживающий вид на ансамбль. Лохин остров является уникальной природной территорией, резервацией многих редких видов флоры и фауны Подмосковья, т.к. уже более полувека здесь нет человеческого жилья. Часть острова имеет статус памятника природы. На Лохине острове расположено живописное древнее озеро Глухая яма. Из поколения в поколение передается легенда о православном храме, который в дни нашествия врагов ушел под воды озера, чтобы не быть оскверненным. Территория Лохина острова имеет большое значение в ансамбле, т.к. она задействована в видах дальнего плана, открывающихся с регулярной части. Композиция ансамбля развернута к Москве-реке. Именно с территории Лохина острова ансамбль полностью открывается взору в виде широкой панорамы и глубокой многоуровневой перспективы.

Рощи перемежались открытыми пространствами лугов и пашен, засеянных злаками. Открытые пространства, в т.ч. на Лохине острове, безусловно, необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую культурного ландшафта.

Многие строения в Архангельском, наблюдаемые с территории пейзажного парка, имели т.н. «игрушечную архитектуру» с башенками и флажками. На Горятинском лугу, расположенном между Москвой-рекой и регулярной частью ансамбля, выпасали коров, что оживляло ландшафт.

В архиве музея-усадьбы собраны любопытные сведения о посещении Архангельского императором Александром II 17 августа 1860 г. «…При въезде в село была дана первая ракета и началась стрельба из пушек. Второй ракетой, когда император въехал на двор дома, стрельба была остановлена. После этого специально нанятый оркестр Киевского полка сыграл «Боже царя храни». Музыкантов было 50 человек под руководством Гадевамо. После этого в доме последовал обед с музыкой. Было отпечатано сто меню, а также 150 пригласительных писем для гостей и 300 билетов на присутствие в парке во время празднества. Затем приглашенным было устроено гуляние в экипажах, уже под вечер. Прокатившись по Архангельскому имению и дав возможность рассмотреть гостям парк с его достопримечательностями, спустившись к пруду и обратно, экипажи направились в Аполлонову рощу. Во время езды туда была дана третья ракета и была зажжена иллюминация. Более 14 тысяч плошек и стеклянных разноцветных стаканчиков, налитых салом, составляли украшение усадьбы. К памятникам императорам были сделаны вензеля. В Аполлоновой роще были разбиты шатры, где выступал цыганский хор Григория Соколова. После этого поехали мимо зверинца и далее, свернув на Императорскую аллею, где были выпущены гулять ламы и олени. После этого гости пили чай и любовались иллюминацией. Затем император прошел к главной террасе над Москвой-рекой. В правой беседке жгли фейерверк. В левой после этого пели цыгане и играла полковая музыка. На Москве-реке были устроены плоты с русскими песельниками. Также присутствующих увеселяли два английских комика от Мореля. Когда император пошел обратно по Александровской аллее, между двух флигелей был поднят его шифр по сигналу четвертой ракеты. После этого состоялся бал и ужин. На обратном пути триумфальные ворота, Императорская аллея и дорога до Москвы была освещена. Праздник обошелся в сумму около 4 тысяч рублей, не считая еды».[14] Как видно из приведенного описания, основные события праздничного дня разворачивались именно в парке, в т.ч. в рощах. Для российской усадебной культуры характерной особенностью является использование просторов природного ландшафта. Ярким примером этого служит грандиозный по своему замыслу и размаху ансамбль усадьбы Архангельское.

В настоящее время исключительно важно, что от пейзажного парка Архангельского сохранилась его основа – природный комплекс с реками, прудами, рощами и открытыми пространствами лугов. Сохранились важные элементы планировки – главные дороги-аллеи, парковые дорожки, граничные валы и их фрагменты, общие черты объемно-пространственной структуры насаждений, деревья >XIX в., которые доминируют в рощах, придавая им вид старинных насаждений. Восстановление пейзажного парка Архангельского, безусловно, может дать хорошие результаты и восполнить недостающие в настоящее время важные элементы ансамбля, более приблизив его к облику XIX в., восхищавшему современников своим великолепием.

dsc09189

[1] РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 484, ч. 3, ед. хр. 111.1

[2] Лохин остров как географический объект образовался в нач. XX в. в результате перемещения основного русла реки Москвы к югу. Площадь острова – 430 га.

[3] РГАДА. ф. 1354, Оп. 252, ед. хр. А-9с.

[4] «Архангельские» Голицыны и их потомки. К 600-летию рода князей Голицыных. Oбщ. ред. Л.Н.Кирюшина – М.: ГМУ «Архангельское», 2008 г. С. 15.

[5] Архангельское. Материалы и исследования. 90 лет Государственному музею-усадьбе «Архангельское». М., ГМУ «Архангельское», 2009. Купчая крепость на имение Архангельское. Публикация В.И.Ивановой. С.14-18.

[6] Из фондов музея-усадьбы «Архангельское»

[7] «Архангельские» Голицыны и их потомки. К 600-летию рода князей Голицыных. Oбщ. ред. Л.Н.Кирюшина – М.: ГМУ «Архангельское», 2008 г. С. 46,47.

[8] РГАДА, ф. 1290, оп. 5, ед.хр. 3073, лл. 1-6; оп.7, ед.хр. 612.

[9] Архив ГМУ «Архангельское» Инв. № 924-на. В.И.Иванова. Информационно-аналитический обзор документальных материалов 1790-х – 1811 годов из архива князей Юсуповых. Приложение 2. Со ссылкой на РГАДА, ф. 1290, оп. 3, ч.2, ед.хр. 2235-2236.

[10] Карамзин Н.М. «Путешествие вокруг Москвы», М. Полн. собр. соч.(2-е изд.), т. IX.

[11] Иванова В.И. «Признаюсь тебе, что мне очень хочется купить Архангельское...» В сб. Архангельское. Материалы и исследования. М.: ГМУ «Архангельское», 2009. С. 6-14.

[12] Архив ГМУ «Архангельское». Инв. № 1024-на. Акимов П.А. Усадьба Архангельское в 1826-1827 гг. (РГАДА, оп.3, ед.хр. 2467, лл. 182 - 183 об.).

[13] Архив ГМУ «Архангельское». План села Архангельского, 1818 г.

[14] Архив ГМУ «Архангельское». Инв.№ 918-на. П.А.Акимов. Имение и село Архангельское в 1860-х гг. Со ссылкой на РГАДА. Ф. 1290. Оп. 4. Д. 1154, лл. 157-160, 182, 210..